Система смазки





Основным назначением смазочной системы двигателя является обеспечение бесперебойной подачи предварительно очищенного от механических примесей масла к трущимся поверхностям для снижения трения и повышения износостойкости деталей. Кроме того, смазочная система должна обеспечить отвод теплоты от нагревающихся деталей, что особенно важно при работе двигателей с турбонаддувом, работающих на повышенных тепловых режимах. К маслам, используемым для двигателей с турбонаддувом, предъявляются более высокие требования.

Для двигателей ЯМЗ-2Э8ПМ и ЯМЗ-2Э8ФМ рекомендуется моторное масло (ГОСТ 17479—72) следующих марок: летом М-10ДМ, зимой М-8ДМ. Объем смазочной системы 32 л.

На двигателях ЯМЗ применена смешанная смазочная система с «мокрым» картером (рис. 8). Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала, подшипники турбокомпрессора, втулки толкателей, наконечники штанг толкателей, втулки коромысел, а также подшипник промежуточного зубчатого колеса привода масляного насоса. К остальным деталям масло подается разбрызгиванием или самотеком.

Смазочная система

Зеркало цилиндров и кулачки распределительного вала смазываются маслом, вытекающим из подшипников коленчатого вала. Масло раздробляется движущимися шатунами и кривошипами на мельчайшие капли, которые оседают на стенках цилиндров и кулачках распределительного вала. Зубчатые колеса привода агрегатов двигателя и подшипники смазываются маслом, стекающим с головки цилиндров по каналам в головке и блоке цилиндров.

Масло из поддона засасывается масляным насосом через маслозаборник 9 с сетчатым фильтром и направляется двумя потоками по каналам двигателей к трущимся поверхностям деталей и в воздушно-масляный радиатор (примерно 20% общего количества масла, подаваемого насосом). Масло, охлавденное в радиаторе воздушным потоком, сливается в поддон.

Основная нагнетающая секция 13 насоса обеспечивает циркуляцию масла в смазочной системе двигателя. Давление масла в системе при номинальном режиме работы двигателя составляет 400 — 700 кПа. Масло из насоса по вертикальному каналу в передней стенке блока поступает в фильтр 16 грубой очистки масла, который включен в масляную систему последовательно (через фильтр грубой очистки масла проходит все масло). Из фильтра основное количество масла подается по вертикальному каналу в центральный горизонтальный канал 5; часть масла (примерно 10%) поступает в фильтр 1 центробежной очистки, а затем сливается в поддон.

Из центрального горизонтального канала масло поступает по отверстиям в поперечных стенках к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала. От коренных подшипников по отверстиям в коленчатом валу масло подается в шатунные подшипники, а из них — в верхнюю головку шатуна по отверстиям в теле шатуна. Шатунные шейки имеют внутри наклонные масляные полости, в которых масло дополнительно очищается от тяжелых механических частиц.

Через передний подшипник распределительного вала при совпадении каналов в шейке и опоре вала масло подается в полую ось толкателей, а из нее — к подшипникам толкателей, затем по отверстиям в теле толкатель — к сферическим опорам штанг и через полые штанги — к подшипникам коромысел клапанов. Из центрального масляного канала по наружной трубке масло поступает к подшипникам турбокомпрессора через дополнительный фильтр 3 тонкой очистки.

Двигатель ЯМЗ-2Э8ФМ оборудован масляным охлаждением поршней. При давлении в смазочной системе свыше 100 кПа открывается клапан, и масло поступает из центрального канала к форсункам, направляющим струю масла в поршень.

Для обеспечения нормальной работы смазочной системы в ней предусмотрены редукционный, предохранительный, дифференциальный и перепускной клапаны.

Редукционный клапан 10 плунжерного типа; установлен в корпусе нагнетающей секции масляного насоса. Он предназначен для ограничения максимального давления масла в системе. Клапан открывается при давлении на выходе из насоса более 700 — 800 кПа и перепускает масло в поддон двигателя.

Предохранительный клапан 8 плунжерного типа; предназначен для отключения масляного радиатора при пуске двигателя в холодное время года или при его засорении. Таким образом предотвращается разрушение маслопроводов и радиаторов. Клапан установлен в корпусе радиаторной секции масляного насоса и отрегулирован на давление 80 — 120 кПа.

Дифференциальный клапан 6 плунжерного типа; предназначен для стабилизации давления масла в смазочной системе и разгрузки масляного насоса путем отвода части объема нагнетаемого насосом масла в поддон двигателя. Клапан установлен на нижнем торце блока цилиндров рядом с масляным насосом и отрегулирован на давление 520 — 540 к Па.

Перепускной клапан 15 плунжерного типа; предназначен для обеспечения бесперебойной подачи масла в центральную масляную магистраль в случае частичного или полного засорения фильтра грубой очистки масла, а также при пуске двигателя на холодном масле, когда сопротивление фильтра значительно возрастает и он не может пропускать достаточное количество масла для смазывания подшипников. Клапан установлен в корпусе фильтра грубой очистки масла и отрегулирован на давление 180 — 230 кПа.

Масляный насос (рис. 9) шестеренного типа установлен горизонтально на крышке переднего коренного подшипника. Насос состоит из двух секций — основной, нагнетающей масло в масляную магистраль, и радиаторной, направляющей масло в воздушно-масляный радиатор. Подача основной секции насоса равна 140 л/мин при 3100 об/мин ведущего валика насоса; давление масла на выходе из насоса 650 кПа. Подача радиаторной секции насоса при той же частоте вращения и давлении на выходе из насоса 50±20 кПа равна 25 л/мин.
Фильтр центробежной очистки масла предназначен для более тонкой очистки масла от механических примесей размерами от 1 мкм, продуктов окисления и осмоления масла. Подача центробежного фильтра 10 л/мин (при давлении масла 500 кПа).

При давлении масла в полости ротора 500 — 600 кПа ротор развивает 5000 — 6000 об/мин. При такой частоте вращения из масла, находящегося в роторе, под действием центробежных сил отделяются и скапливаются на стенках грязевые смеси, а в пространстве, близком к оси вращения, находится зона чистого масла. Из этой зоны масло отводится к двум сопловым отверстиям в нижней части ротора, направленным горизонтально и в противоположные стороны. Вытекая с большой скоростью, струи масла создают реактивный момент, вращающий ротор. Очищенное масло стекает в поддон.

В двигатель заливают масло через заливную выдвижную горловину, расположенную под облицовочным щитком передней части кабины. Для слива масла в поддоне двигателя имеется отверстие, закрытое пробкой. Количество масла в поддоне измеряется стержнем, на котором нанесены метки верхнего и нижнего уровней масла. Стержень установлен в гибкой оболочке; он вынесен под облицовочный щиток передней части кабины.

Маслянный насос

Рис. 9. Масляный насос: 1 — приставка корпусов секций насоса; 2 — ось ведомых шестерен основной и радиаторной секций; 3 — корпус основной секции насоса; 4 — ведомая шестерня основной секции; 5 — редукционный клапан; б — регулировочная шайба; 7 — ведущая шестерня основной секции; 8 — ведущий валик основной и радиаторной секций; 9 — ведомая шестерня привода насоса; 10 — ось промежуточной шестерни; 11 — промежуточная шестерня; 12 — упорный фланец; 13 — втулка; 14 — установочная втулка корпуса секций; 15 — ведущая шестерня радиаторной секции; 16 — корпус радиаторной секции; 17 — ведомая шестерня радиаторной секции; 18 — предохранительный клапан

Для заливки масла в поддон двигателя и контроля его уровня не требуется подъем кабины.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *