Синхронизатор КПП автомобилей MA3-54322 и МАЗ-64227





Для включения передач в основной коробке применены инерционные синхронизаторы с конусными фрикционными кольцами, а в демультипликаторе — дисковые.

Синхронизатор (рис. 1) основной коробки передач состоит из муфты 5, каретки 6 и обоймы 7. Обойма синхронизатора представляет собой полый цилиндр с четырьмя равномерно расположенными продольными сквозными прорезями на поверхности.

Синхронизатор КПП автомобилей MA3-54322 и МАЗ-64227

Рис. 1. Синхронизатор:
а — конструкция; б и в — схемы работы соответственно в нейтральном и включенном положениях; 1 — вал коробки передач; 2 — зубчатое колесо пятой передачи; 3 — конусное кольцо синхронизатора для включения пятой передачи; 4 и 8 — конусные кольца; 5 — муфта включения четвертой и пятой передач; 6 — каретка синхронизатора; 7 — обойма; 9 — ведущий вал коробки передач; 10 — зубчатая муфта каретки синхронизатора включения четвертой передачи; 11 и 14 — зубчатые муфты; 12 — шарик фиксатора каретки; 13 — зубчатая муфта каретки синхронизатора включения пятой передачи

Обойма является ответственной деталью, поэтому ее изготовляют из стали и подвергают термической обработке в зоне прорезей. В прорези обоймы входят четыре выступа каретки синхронизатора, на которых закреплена муфта. Каретка синхронизатора имеет также четыре равномерно расположенных по окружности отверстия, в которые вставлены шарики 12 с пружинами-фиксаторами.

В нейтральном положении обойма соединена с кареткой посредством пружинных фиксаторов, шарики которых под действием пружин входят в соответствующие канавки, имеющиеся в обойме. К обоим торцам обоймы синхронизатора приклепаны бронзовые конусные кольца 3 и 8. Каретка синхронизатора имеет шлицевое отверстие. Каретка синхронизатора на пятой и четвертой передачах скользит по шлицам вторичного вала 7, а на третьей и второй передачах — по шлицам распорной втулки зубчатых колес третьей и второй передач. С обоих торцов ступицы каретки синхронизатора нарезаны зубчатые муфты 11 и 14, которыми каретка может соединяться с соответствующими зубчатыми муфтами 10 и 13 внутреннего зацепления пятой и четвертой или третьей и второй передач.

При включении передачи вилка штока перемещает в соответствующую сторону муфту 5 синхронизатора, которая передвигает вдоль вала связанную с ней каретку и обойму синхронизатора. При соприкосновении конусного кольца с конусом зубчатого колеса изменяются их скорости вращения, в результате чего прямоугольные выступы каретки, входящие в ее прорези, смещаются и входят в средние боковые углубления прорезей обоймы. До тех пор, пока не прекратится взаимное скольжение конических поверхностей и не выравняются скорости вращения обоймы и зубчатых колес, дальнейшее продвижение каретки вдоль оси вала невозможно. После этого каретка перестает прижиматься к средним боковым углублениям прорезей, и муфта перемещается вдоль оси вала. При перемещении муфты под воздействием вилки переключения передач шарики, соединяющие каретку с обоймой, выйдут из углублений последней, и каретка продвинется вдоль оси вала. Так как скорость вращения та же, что и зубчатого колеса, зубчатая муфта каретки без удара входит в зацепление с зубчатой муфтой зубчатого колеса.

При включенной передаче крутящий момент двигателя через маховик, нажимной и ведомые диски сцепления передается на первичный вал коробки передач, а с его зубчатого венца — на зубчатое колесо промежуточного вала. Затем крутящий момент передается от соответствующей пары зубчатых колес включенной передачи на каретку синхронизатора и вторичный вал коробки передач.

Синхронизатор (рис. 2) понижающей передачи демультипликатора состоит из каретки 2, обоймы 3 и фрикционных дисков 4. Часть дисков соединена с обоймой и может перемещаться в осевом направлении. Другая часть дисков соединена аналогично с зубчатым колесом 5 понижающей передачи.

Синхронизатор понижающей передачи демультипликатора Рис. 2. Синхронизатор понижающей передачи

Зубья зубчатого венца 8 каретки имеют меньшую толщину по сравнению с толщиной зубьев венца 9 и обоймы 3. Имеющийся зазор между зубьями венца 8 и обоймы 3 и незначительные силы трения между дисками 4 обусловливают изменение скорости вращения обоймы относительно венца 9 на величину зазора. Поэтому при включении понижающей передачи, когда вилка 1 перемещает каретку 2 вправо, зубья венца 9 упираются в зубья обоймы и перемещают ее также вправо. Обойма, преодолевая сопротивление пружин б, сжимает диски 4. При взаимном скольжении дисков, а следовательно, при различных скоростях вращения обоймы и зубчатого колеса дальнейшее продвижение каретки вдоль оси вала 10 невозможно. После выравнивания скоростей вращения обоймы и зубчатого колеса каретка перемещается вдоль вала. Так как каретка вращается с той же скоростью, что и зубчатое колесо, то венец каретки без удара войдет в зацепление с муфтой 7 зубчатого колеса.

При включенной понижающей передаче крутящий момент двигателя передается на вторичный вал основной коробки передач, а с его зубчатого венца — на зубчатое колесо промежуточного вала и далее через зубчатое колесо понижающей передачи на каретку синхронизатора и вторичный вал.

Описываемая конструкция коробки передач выполнена по схеме, в которой соответствующие зубчатые колеса всех передач находятся в постоянном зацеплении. Такая кинематическая схема наиболее целесообразна для осуществления переключения передач с помощью синхронизаторов, которые обеспечивают безударное и бесшумное включение зубчатых колес, что повышает долговечность деталей коробки передач.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *